wheelcsejack

10.06
22:00

Попаданец по Макиавелли


Предпосылки: 1. Это первая книга из серии книг Е.Красницкого, посвященных главному герою (далее ГГ) - отроку Михаилу :) Сколько всего издано / издаётся / замышляется книг этой серии (и сопутствующих книгам текстов) - всегда можно узнать на сайте автора. 2. Книга была мне настоятельно рекомендована-рекомендуема моими реальными и виртуальными коллегами. Дескать, это "очень крутой текст про менеджмент", и про то, как должен вести себя настоящий "совершенномудрый советник-консультант". 3. Сей текст был осилен мною в виде аудиокниги. Слушал в отпуске, с абсолютно свежей головой - м.б. потому и получилось слишком вдумчиво :) Кратко о тексте: На первый взгляд - очередное чтиво про попаданцев. Текстов таких много-много-много :( Значительную часть из них я просто пролистываю за полчаса - они похожи как близнецы-братья, и потому недостойны прочтения, и уж тем более затрат времени на написание рецензии. Сначала "Отрок" показался мне очередным "попаданческим клоном". Даже сам авторский ход, когда ГГ оказывается вовсе не тем, кем кажется (в данном случае в теле средневекового мальчишки оказывается сознание и разум менеджера из 90-х :)) - в общем-то не нов. Из книги можно было легко сделать некий "костюмированный спектакль" - сделав основной смысловой акцент текста на постижении ГГ бытовых, культурных и исторических реалий русского средневековья. Но нет! Книга не является исторической реконструкцией. Главная интрига в том, что у ГГ есть долгосрочные жизненные цели, своего рода миссия. Причём, это миссия не ребенка, а вполне зрелого и неглупого "менеджера с амбициями" :). Многие из этих долгосрочных жизненных целей будут вполне родными для 99% читателей - что и делает книгу актуальной для любого более-менее активного человека. Главная коллизия повествования в том, что налицо расхождение между глобальными целями ГГ и доступными ему средствами для их успешного достижения. ГГ - слабенький мальчишка из глухой деревни. Вроде бы из хорошего рода, но род этот хиреющий на глазах, приходящий в упадок… Вот вам и интрига: как с такой максимально низкой "точки старта" добиться жизненного успеха? Вот вам и очаровательный по своей уникальности текст: некий гибрид между вечной сказкой о Золушке :) , популярными ныне просветляющими руководствами из серии "как добиться успеха в жизни", и историческим авантюрным романом. Плюс немного философии, плюс немного мистики, плюс батальные сцены (и ещё много таких "плюсиков")… В результате чтиво получается довольно увлекательное :) А теперь - что не понравилось, и почему я поставил "тройку" (при всех вроде бы "плюсах" книги): 1) С одной стороны книга прекрасно выполняет одну из основных стоящих (со слов автора) перед ней задач - пробудить интерес читателей к древней истории Руси. Интерес-таки пробуждается :) И ещё как пробуждается! Но когда под влиянием этого вспыхнувшего интереса залезаешь в Интернет, чтобы проверить некоторые авторские факты и смелые предположения - то оказывается, что "всё было совсем не так" :( При этом я прекрасно отношусь к такому жанру, как "альтернативная история" или даже чистое фэнтези (история несущесвующих государств и земель)… Но изначально книга вроде бы претендует на некое достоверное погружение в эпоху. А начинаешь ковырять эту достоверность - чё-та как-то не очень :((((2) Очень много смешных моментов в книге с точки зрения "бытовой" достоверности. Про изготовление и использование предметов. Про боёвки. Про еду. И т.д., и т.п. Ни в коей мере не считаю себя великим специалистом по русскому средневековью или язычеству, но даже 2-3 прочитанных в своё время монографий (вроде Рыбакова) достаточно, чтобы заметить в "Отроке" множество ляпов. Если я выразился не очень понятно, то поясню: представьте, что тонкости стрельбы из композитного лука описывает человек, который этого самого лука в руках никогда не держал, и ни одного выстрела из него не сделал. Я называю это "литературщиной" - когда окружающая ГГ среда вроде бы нарядненькая, но бутафорская. Тронь её - она и разваливается :( Впрочем, возможно, неискушённый читатель подобной "бутафории" и не заметит - а просто будет воспринимать эту "внутреннюю реальность" текста совсем иначе. Подобное часто бывает, например, когда играешь в любимую компьютерную игру - графика у которой очень плохая, но зато сама игра крайне увлекательна. Погружение в эту виртуальную реальность происходит такое, что про качество графики быстро забываешь :) 3) Что меня утомило и расстроило в книге больше всего - это её психологческая уплощённость, примитивность что ли… Во-первых, взрослые персонажи, окружающие ГГ (13-летнего пацана) ведут себя как законченные дебилы. Посмотрите вокруг себя - с детьми ТАК никто не общается! Есть очень жётские культурные рамки детско-родительских отношений. И прорваться сквозь них даже взрослому в детской "шкуре" - отдельная история… Даже если такой "ребенок" - сама воплощённая мудрость, и цитируют греческих философов направо и налево. Ещё более поражает наивная готовность этих самых взрослых завиральные идеи пацана всегда выслушать, поверить в них, и броситься исполнять. В т.ч. не только на уровне родных и близких, но и на уровня князей и епископов. Получается, что ГГ - просто Макиавелли какой-то, монстр манипулирования и скрытого внушения :) Во-вторых, все сопутствующие ГГ персонажи - очень однотипны. По своему психологическому складу - они просто "калька" с ГГ. Они все - такие же целеустремленные, разумные, логичные, всегда готовые к конструктивному диалогу, рациональные до мозга костей (и т.д.) люди. Вот тут вот уже мне (как читателю) становится совсем грустно :( Понятно, что фэнтези как жанр редко когда отличается глубиной проработки характеров. Обычно все более-менее значимые персонажи - это набор легко узнаваемых масок. Но это хотя бы РАЗНЫЕ маски! При чтении же "Отрока" у меня постоянно возникало ощущение, что ГГ постоянно разговаривает только сам с собой :( Независимо от того, с кем он там по сюжету общается…4) В плане какой-то особой "управленческой мудрости" книга также не оправдала моих ожиданий :( С одной стороны - много банальных азбучных истин (см. любой учебник по менеджменту). С другой стороны, постоянно возникало ощущение, что все "гениальные" управленческие действия ГГ и "правильные" реакции окружающих на них - это такое авторское шулерство, своего рода "игра в поддавки". Когда автор в неком идеализированном и слегка бутафорском мире (см.выше пп.1-3) из всех возможных сценариев развития событий выбирает только такой, который лучше всего подтверждает его управленческую правоту. Резюме: на протяжение чтения (слушания) всего текста постоянно хотелось возопить голосом Станиславского "НЕ ВЕРЮ!". Возможно, текст меня не "зацепил"… Ну, не донырнул я до той степени погружения в текст, когда все мелкие (и не только мелкие) огрехи под действием читательского драйва прощаются автору :( PS Читать или не читать? И буду ли я тратить время на чтение следующих книг из серии "Отрок"? Пусть это будет плохо сочетаться с моей критикой книги, но я отвечу: "Да! Читать!". Хорошая книга - добрая и человечная, местами мудрая, местами патриотичная (без "кваса" ;)). Светлая книга. Интересная, и заставляющая думать. Читается (слушается) легко.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки